Донецкий национальный медицинский университет им. Горького был и остается одним из самых престижных вузов области. Но сейчас он носит статус «перемещенного», что подразумевает особые условия работы. С какими проблемами сталкивается вуз-переселенец, выясняла команда Антикризисного медиа-центра в рамках проекта «Без границ».
В ноябре 2014 года университет был переведен из Донецка в Лиман, где у него была своя структура – медицинский колледж. Но поскольку в маленьком городе не могли разместиться все факультеты, основной базой был выбран Краматорск, а именно корпус Донбасской машиностроительной академии. При этом несколько кафедр сразу были открыты в Лимане, Дружковке и Славянске, а чуть позже открылись факультеты в Мариуполе и Кропивницком.
«Ситуация была очень сложной. Мы приехали в Краматорск, что называется, с одними ручками, личными компьютерами и интеллектуальным потенциалом. Нам ничего не позволили вывезти из Донецка, поэтому пришлось создавать учебную базу с нуля. Однако уже с 1 декабря мы возобновили работу университета на подконтрольной территории», – рассказал исполняющий обязанности ректора ДНМУ Петр Кондратенко.
Постепенно были оборудованы рабочие места преподавателей и учебные аудитории, приобретены компьютеры, ноутбуки, мультимедийные проекторы, микроскопы. Появился кабинет симуляционной медицины, по своему оснащению даже превосходящий тот, который остался в Донецке. Одновременно велась кропотливая работа по оборудованию клинической базы в лечебных учреждениях, где студенты-медики проходят обучение начиная с 3-4 курса.
«Конечно, мы не достигли того уровня материально-технического обеспечения, который имели в Донецке. Но по крайней мере создали достаточные условия для качественного обучения студентов, – отметил Петр Кондратенко. – Высокий образовательный уровень подтверждает и Министерство образования, которое в прошлом году проводило мониторинг перемещенных вузов. Согласно результатам проверки, наш университет попал в категорию «развивающиеся». Это высокая оценка нашей работы».
К сожалению, хорошая позиция в рейтинге не подразумевает финансового подкрепления, в котором так нуждается вуз-переселенец. По словам руководителя, на развитие можно было бы направлять гораздо больше средств, если бы их не «съедали» высокие коммунальные платежи.
«Порядка 6,8 миллионов гривен в год мы тратим на оплату коммунальных услуг. Министерство компенсирует всего 120 тысяч гривен, остальные мы вносим за счет платы за учебу, которую собираем со студентов-контрактников. К слову, такая практика распространяется на все государственные вузы. Но нельзя применять одинаковый подход для тех учреждений, которые десятилетиями нарабатывали свою материальную базу, и для тех, которые вынужденно сменили место расположения, за собственные средства сделали ремонты помещений, купили и продолжают покупать оборудование. По моему мнению, для перемещенных вузов компенсация оплаты коммунальных услуг должна быть если не стопроцентной, то гораздо более значительной, чем сейчас», – считает Петр Кондратенко.
В силу обстоятельств у Донецкого медуниверситета есть еще одна непредвиденная статья расходов – транспортная. Поскольку кафедры находятся в разных городах, университет за свои деньги нанимает автобусы для перевозки студентов на занятия и обратно.
Несмотря на все эти трудности, вуз растет и развивается. Когда эвакуированный медуниверситет возобновил свою работу в Краматорске, в нем обучалось всего 500 студентов. Сейчас их уже 3 тысячи, плюс 450 преподавателей. Для сравнения, до начала военного конфликта в Донецком медвузе было 6 тысяч студентов и около тысячи преподавателей. Однако число абитуриентов с каждым годом растет.
«За последние два года набор студентов на первый курс достиг довоенного уровня. К нам едут учиться со всех регионов Украины. В Краматорске в основном из восточных областей – Харьковской, Запорожской, Днепропетровской и Донецкой, в том числе, и с неподконтрольных территорий. В филиале в Кропивницком учатся студенты из центральных и западных областей», – сообщил руководитель вуза.
Прием абитуриентов с неподконтрольной территории осуществляется либо после сдачи Внешнего независимого оценивания, либо по специальной программе через образовательные центры «Донбасс-Украина» и «Крым-Украина». В этом случае выпускники школ сдают два обязательных вступительных экзамена – по украинскому языку и литературе и истории Украины, и один профильный – по биологии или химии. В прошлом году 30 абитуриентов воспользовались такой возможностью и стали студентами Донецкого медуниверситета. Все они обучаются на бюджете, получая либо академическую, либо социальную стипендию.
Таким образом, правительство Украины максимально упростило условия поступления в вузы выпускникам школ с неподконтрольной территории и создало благоприятные условия для их обучения.
Дополнительный приток студентов в Донецкий мед обеспечивают те, кто восстанавливается на обучение.
«Некоторые студенты, которые решили продолжить обучение на той территории, постепенно осознают, что по окончании учебы они получат непризнанный диплом непризнанного государства. Они восстанавливаются на учебу у нас, теряя несколько лет обучения в Донецке. Среди них есть даже такие, кто успел закончить обучение и интернатуру, но возвращается на подконтрольную территорию, чтобы начать с того момента, когда вуз переехал, и все-таки получить диплом государственного образца, признанный во всем мире», – отметил Петр Кондратенко.
Подробнее об особенностях образовательного процесса мы будем говорить с экспертами в рамках проекта «Без границ». Смотрите нас в прямом эфире в воскресенье, 18 марта, в 18:00, на странице Антикризисный медиа-центр в Фейсбуке, или на нашем канале в youtube.
Во время прямого эфира у вас есть возможность задать вопросы приглашенным участникам в комментариях под прямой трансляцией, по скайпу (логин АКМЦ) или вайберу 067-5037918.
Відстежуйте події, що відбуваються на сході України, разом з нами на наших сторінках - YouTube або Facebook або Twitter або Telegram. Долучайтесь!