Особенности местного самоуправления в Донецкой области
В настоящее время на Донетчине существует три формы административного управления громадами – традиционные мэрии, аппараты объединенных территориальных громад и военно-гражданские администрации. Какие из них можно назвать демократическими органами народовластия, а в каких отсутствует система общественного влияния, и чем чревата несвоевременная «перезагрузка» власти – такие вопросы обсуждали в прямом эфире программы «Без границ», подготовленной Антикризисным медиа-центром.
Законодатель и исполнитель в одном лице
В ряде населенных пунктов вдоль линии разграничения введены военно-гражданские администрации (ВГА). Наша съемочная группа побывала в Красногоровке Марьинского района. Руководителю ВГА Олегу Ливанчуку приходится выполнять все гражданские функции, возложенные на мэров городов, но к ним добавляются еще и военные задачи. Основной проблемой своей администрации он назвал кадровый дефицит (в аппарате не хватает специалистов) и ограниченные финансовые возможности (поступления в местный бюджет снижены из-за налоговой льготы в зоне АТО).
По словам Александра Меланченко, регионального эксперта Ассоциации городов Украины, отмена налога на землю помогает предприятиям держаться на плаву, однако прифронтовые населенные пункты недополучают значительные средства. «Развитие этих территорий не должно зависеть только от местных бюджетов. Поэтому необходимо предусмотреть государственные механизмы, чтобы компенсировать эти потери», – считает эксперт.
«Военно-гражданские администрации – это временная мера в условиях конфликта. Ни по закону, ни по своим возможностям не могут выполнять все обязанности, возложенные на органы местного самоуправления, – пояснил юрист Сергей Борозенцев. – Кроме того, подобная форма управления громадой ограничивает общественное влияние на действия главы ВГА».
Поскольку в Красногоровке нет депутатского корпуса, глава ВГА сам принимает решения и сам отвечает за их выполнение. Также, законом о военно-гражданских администрациях не предусмотрено создание Общественного совета. А не создает ли это впечатление авторитарного правления? «Это не совсем так, – поправил Ливанчук. – На наши ежедневные совещания приходят руководители коммунального предприятия, директора школ, главврачи, предприниматели и обычные люди – мы никого не выгоняем. Кроме того, в Красногоровке очень активно работает Молодежный совет, с которым мы тесно сотрудничаем».
Буква закона, или нежелание работать открыто?
В Торецке совещательный орган стал камнем преткновения для диалога между главой ВГА и общественностью. «Мы не можем добиться создания Общественного совета, который мог бы влиять на принятие решений, особенно в отсутствие горсовета и исполкома», – говорит Андрей Грудкин, координатор движения «Сильные громады».
Ярослав Руденко, глава Торецкой ВГА, объяснил, что не подписывает соответствующее распоряжение, поскольку закон не предусматривает работу Общественных советов при военно-гражданских администрациях. «Но у нас есть контакт с активистами, и даже товарищеские отношения. А для взаимодействия с жителями города достаточно письма, обращения, или даже телефонного звонка», – добавил он.
«Дело не в персоналиях, а в командно-административном стиле управления, – считает Валентин Красноперов, политический аналитик. – Ведь местные активисты идут к главе ВГА не с целью контроля, а для оказания помощи. И если руководитель хочет, чтобы его работа была прозрачна и понятна, он будет заинтересован в Общественном совете. Хоть закон и не предусматривает такого органа, но он и не запрещает ВГА в любой форме контактировать с общественниками».
О перспективах восстановления базового уровня местного самоуправления на территориях, которые граничат с линией соприкосновения, сообщил Юрий Ганущак, специалист по вопросам децентрализации, народный депутат Украины шестого созыва.
«На востоке Украины необходимо восстанавливать народовластие вместо прямого администрирования со стороны государства. Соответствующие изменения будут внесены в закон о военно-гражданских администрациях. Уже готовится законопроект, который предусматривает возможность создания представительских органов и принятия ими решений на городском, поселковом и сельском уровнях. При этом останется формализованная система контроля со стороны областной ВГА», – отметил экс-нардеп.
Кризис непереизбранной власти
В ряде населенных пунктов Донецкой области с 2010 не проводились местные выборы, мэры и депутаты остаются у власти восьмой год подряд. Это тормозит развитие громад и препятствует продвижению реформ.
В Часов Яре, где побывала наша съемочная группа, местные депутаты игнорируют сессии и саботируют создание объединенной территориальной громады (ОТГ). «С 2010 года не было выборов. Мало того, что не было выборов, у нас не создается объединенная громада, не идут реформы децентрализации. У нас противостояние между исполкомом и депутатским корпусом», – сообщил Руслан Макарович, депутат горсовета.
Александр Сорокин, заместитель Часовоярского городского головы подтвердил, что ситуация зашла в тупик, поэтому мэр выступила с инициативой ввести в городе военно-гражданскую администрацию. «Но в конце года начали проводить сессии, мы приняли бюджет, приняли изменения в бюджет, надеемся и дальше продуктивно работать. Но политическая ситуация – разногласия депутатов – до сих пор остались. Выход один – или выборы, или ВГА. Все ждут перезагрузки», – сказал он.
По мнению юриста Сергея Борозенцева, Часовоярский горсовет должен быть распущен и объявлены выборы. «К сожалению, наше законодательство не предусматривает ответственности за бездеятельность депутатов местных советов и исполнительной власти, поэтому городскому голове или главе обладминистрации необходимо принять юридическое решение о роспуске. Как вариант – ввести кризисный менеджмент, но не заводить громаду в глухой угол».
Надежда на перезагрузку власти в Часов Яре после создания объединенной территориальной громады тоже довольно призрачна. По словам Виктории Чаленко, управляющей делами Часовоярского исполком, после 2015 года было всего одно решение Калининского общественного совета с согласием объединиться с городом. «Остальные либо проигнорировали наше предложение, либо прислали отказ. Следующий этап у нас был весной 2017 года. Решением городского совета мы предложили объединиться только Калиновскому сельскому совету. Нам указали, что мы идем объединяться не по перспективному плану, и в декабре мы в третий раз начали процедуру», – сказала она.
Руслан Макарович считает, что на сегодняшний день те громады, которые должны были присоединиться к городу, не видят будущего Часов Яра. «И они в чем-то правы, потому что фактически никто не может сказать, что будет завтра, как будет город жить, работать, развиваться», – сказал он.
Проблемы с непереизбранными мэрами и горсоветами, и, как следствие, с реформой децентрализации, существуют и в других населенных пунктах. «Это не нормально, что в целом ряде городов и поселков Донецкой и Луганской областей осталась старая, довоенная власть. И когда говорят, что выборы там нельзя проводить по соображениям безопасности, то явно лукавят. На самом деле, руководствуются политическими соображениями. Если видят, что свой человек не победит, то запрещают выборы. Нужно общественное давление, чтобы изменить ситуацию», – заявила Олеся Цыбулько, экс-советник Министра по вопросам временно оккупированных территорий.
Все эксперты сошлись во мнении, что необходима четкая государственная политика, в
деталях учитывающая потребности региона – особенно в вопросах местного самоуправления в громадах Донетчины и Луганщины. Это вернет доверие людей и ускорит продвижение реформы децентрализации.
Відстежуйте події, що відбуваються на сході України, разом з нами на наших сторінках - YouTube або Facebook або Twitter або Telegram. Долучайтесь!