Реформа в системе образования и что такое «Нова українська школа», положение дел в учебных заведениях Донецкой и Луганской областей, помощь и участие общественных организаций, инклюзия, опыт других городов – об этом и многом другом 18 марта говорили в Антикризисном медиа-центре (АКМЦ). В диалоге участвовали представители власти, педагоги, общественность.
«Нова українська школа» это ключевая реформа Министерства образования Украины.
Основная цель – обучение должно стать для детей интересным, а знания иметь практическое применение. В рамках этой реформы в Украине с 1-го сентября 2018 г. был начат пилотный проект: в ста школах разных городов открылись классы для первоклашек с совершенно иной концепцией обучения.
Надежда Оксенчук, директор Департамента образования и науки в Донецкой области, рассказала о том, что стояла у истоков идеи новых подходов к системе обучения учащихся, ещё будучи в должности директора одной из Львовских школ. Придя в 2015-м году на должность в Донецкую область, начала продвигать идею новых стандартов. И вот уже сама жизнь и необходимость коренных изменений системы образования внесли коррективы: руководством страны были предприняты практические шаги на пути реформирования старой школы.
«Классическая система не позволяет ребёнку двигаться и разговаривать, а ребёнок хочет этого, это его естественное состояние и желание. Дети хотят исследовать мир через запах, на вкус, прикосновением, а перед ними неживая книжка. Реформа позволяет исправить все эти аспекты, давая ребёнку не только больше свободы, стимулируя творческие способности, но и учит брать ответственность на себя за свои решения. У детей развивается способность искать и находить общий язык в коллективе, воспитываются лидерские качества. Реформа направлена на личностное развитие», – сказала Надежда Оксенчук.
Реформа затрагивает и изменяет роль и задачи учителя.
Он – помощник и партнёр. Он не заставляет, не принуждает, не доминирует. Переобучению учителей уделяется много внимания. Многим очень трудно отойти от советской школы. Для многих это мировоззренческие подвижки.
Как рассказала Оксана Проселкова, учитель украинского языка и литературы краматорской ОШ №11, опыт новой школы это микс из опыта наилучших и эффективных систем образования: США, Болгарии, Канады и др. Не забыты эффективные наработки украинских педагогов, например, из Львова.
«Мне стало легче понять требования Министерства и важность реформы, когда я практически соприкоснулась с системными подходами других стран. Ты обращаешь внимание на то, как живут, мыслят, смотрят на это мир педагоги тех стран, какова их система ценностей, каково понимание своей роли процессе обучения. Ещё я была поражена: когда мы готовили выезд коллег Донецкой и Луганской областей за опытом в Литву, оказалось, что 90% никогда не покидали пределы своих областей», – поделилась Оксана Проселкова.
На линии разграничения в Донецкой области находится 119 учебных заведений, это более 12 тыс. учеников, около 2 тыс. учителей. Люди проживают в тяжёлых условиях, но, несмотря на это, перемены затрагивают учебные заведения региона.
О цифрах, которые тратит правительство Украины на изменения, сообщил по скайпу Павел Хобзей, заместитель министра образования.
«На реформирование учебных заведений в Донецкой области на 2018 год выделено более 700 млн. гривен. Для сравнения – для начальной среды школ всей Украины эта сумма составляет 1 млрд.гривен. Правительство понимает ответственность и создаёт условия для людей, которые живут в таких сложных условиях. Широко применяется дистанционное обучение. В большинстве случаев – для учеников неподконтрольных территорий. Это позволит таким детям учиться в наших высших учебных заведениях. В прошлом году, благодаря таким подходам, на базе 33-х учебных заведений были созданы образовательные центры «Донбасс- Украина». Отмечу, что с временно неподконтрольной территории поступило 1300 абитуриентов, из них около 1000 на бюджетном обучении. Они поступают по упрощённой процедуре. Наша задача дать им должное образование и возможность свободно передвигаться по миру», – сказал Павел Хобзей.
Общественные организации и волонтёры не остаются в стороне от важных перемен в системе образования.
От Светланы Агаджанян, волонтёра общественной организации «Україна можливостей», гости в студии АКМЦ и зрители узнали об интересных инициативах и проектах, которые вносят лепту в это важное дело.
«Бытует мнение, что дети не любят читать. Мы решили разрушить этот стереотип, поняв, что современным детям интересны современные книги. Так родилась акция «Сучасним дітям – сучасна книга». Благодаря ей появилась небольшая библиотека с востребованными у детей книгами. Работая плотно со школами, увидели проблему с нехваткой качественной питьевой воды. Благодаря финансированию донорских организаций в 8-ми школах Дружковки были оборудованы питьевые фонтанчики с самоочищающейся системой. Хотим помочь оставшимся четырём школам и ищем финансирование для такого проекта», – поделилась она.
Ещё об одной интересной инициативе по скайпу рассказал Станислав Дрогаев, сооснователь «Лабораторії освітніх змін».
«Смотрю с большой надеждой на стучащуюся в двери реформу. Много делаем с командой для её внедрения. Понимаем, что невозможно изменить всю систему по мановению волшебной палочки. Но если каждая школа возьмётся изменять каждый год по 2-3 пункта, то долгий процесс изменений сдвинется с мёртвой точки. Мы понимаем сложность профессии педагога, поэтому инициировали проект, благодаря которому учителя учатся побеждать эмоциональное выгорание. Для сельских школ Одесской области начали эксперимент смешанного обучения – часть его проходит онлайн. Результаты поражают! Когда мы стартовали, из 7-ми детей только один мог преодолеть минимальный барьер ВНО. Сейчас из 12-ти учеников только один не справился», – с гордостью констатировал Станислав Дрогаев.
Идея опорных школ предусматривает обучение в них детей с особыми потребностями. Эта категория учеников нуждается в особых условиях. Инклюзивное образование позволяет обеспечить доступность образования для таких детей. Это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями, мотивировать их пойти учиться в школу вместе с другими детьми. Также инклюзия учит других детей состраданию и помощи тем, кто в ней нуждается.
Оксана Трушик, психолог, руководитель и координатор специализированного центра «Ладо», поделилась информацией о работе, которая проводится командой центра.
«Мы объездили школы разных городов 7-ми областей с лекциями и семинарами. Раскрываем важность инклюзии, готовим педагогов к работе с особыми детьми. Тормозит этот процесс неподготовленность педагогов и непонимание общества в целом. Часто слышим вопрос «А зачем это нам?!» Люди не знают, что дискриминация пронизала все плоскости и грани нашего общества. А как можно внедрять то, что незнакомо или малопонятно? Опыт многих стран показывает, что общество нужно серьёзно готовить, прививая понимание важности инклюзии. Она позволяет привести в школу детей с особыми потребностями. У этого вопроса есть ещё одна проблема. Особому ребёнку требуется сопровождение ассистента учителя. Он оказывает помощь такому ребёнку во время уроков и перемен, готовит и адаптирует подаваемый материал. Но казус в том, что законодательством предусмотрена только половина ставки. А на практике ассистент учителя не вкладывается по времени в такие ограничения», – рассказала Оксана Трушик.
Надежда Оксенчук заметила, что в Украине есть успешный опыт инклюзивного обучения, который включает работу в этом направлении и школы №8 г.Краматорска.
Школа – это важнейшее звено. Здесь закладывается будущее, здесь растут дети, которые должны будут через несколько лет принимать важные и ответственные решения, влияющие на судьбу страны. Реформа «Нова українська школа» всячески способствует появлению именно таких детей. Судя по взятому темпу, финансовым вливаниям, появлению оснащённых школ, изменениям в учительской среде и готовности общественности подставить своё плечо, изменениям быть!
Відстежуйте події, що відбуваються на сході України, разом з нами на наших сторінках - YouTube або Facebook або Twitter або Telegram. Долучайтесь!